Уже в годы перестройки власть стала наносить удары по фундаментальному символу, укрепляющему национальное сознание народа России - Великой Отечественной войне. Это было «сожжением кораблей» и означало необратимый переход к военным действиям против советского народа и советской государственности. В 90-е годы было завершено начатое при Горбачеве создание целой индустрии, производящей особый культурный продукт – поток «сообщений» (в художественной или «научной» форме), в совокупности очерняющих все стороны Великой Отечественной войны как системы. Поток лжи хлынул на Россию. Поскольку эта война была беспристрастным, абсолютным экзаменом для всех главных систем советского строя, лишение Великой Отечественной войны ее авторитета в массовом сознании обрушало устойчивость против антисоветской пропаганды даже самого оголтелого и примитивного толка. Заодно разрушалась и современная армия. Заведомая, легко опровергаемая ложь распространялась без помех, никаких возможностей ее опровержения или хотя бы дискуссии не было. Попытки возбуждения судебных исков организациями ветеранов войны также были безуспешными. И руководство государственных СМИ, и судебная власть определенно были в этой войне на стороне сил, разрушающих национальное сознание. Личная позиция редакторов или судей значения не имела – «время было такое», государство действовало как система. Разрушение символического образа Великой Отечественной войны продолжилось и после 2000 года, в том числе в государственных СМИ и на государственные деньги. Даже напротив, в первые 6-7 лет ХХI века фальсификация истории второй мировой войны и дискредитация Победы приняли беспрецедентные масштабы. В официальной «Российской газете» в 2005 г., год юбилея Победы, можно было прочесть: «Мы за эти годы узнали о войне много нового, шокирующего, развенчивающего миф о тотальном героизме и борьбе за правое дело». Вот в чем была задача - развенчать образ Великой Отечественной войны как миф о борьбе за правое дело. Для молодежи борьба против СССР стала достоянием истории, объектом атаки является уже нынешняя Россия, причем не только как политическая, но и как цивилизационная целостность. Цель этой кампании – создать условия для господства духа пораженчества и предательства. Каждое слово и жест в этой кампании обращены к молодежи России. Эта кампания – средство подрыва легитимности России в любой ее ипостаси. Иными словами, в трактовке Великой Отечественной войны антисоветизм сцеплен с отрицанием исторической России вообще, с отрицанием цивилизационного смысла всех ее отечественных войн против нашествий Запада –тевтонов в ХIII веке, Наполеона в ХIХ или Гитлера в ХХ. Импульс этой кампании исходит не из антисоветизма, а из русофобии. Обе Отечественные войны были для России фундаментальными факторами объединения народа и осознания им свой цивилизационной идентичности. Обе эти войны стали преданиями и вошли в ядро национальной исторической памяти. Показательна сама идеология проведения годовщин и юбилеев Победы в последние десять лет. Проблематика Великой Отечественной войны и Победы в этих праздниках деформирована и представлена как дань благодарности небольшой горстке стариков-ветеранов и как «общечеловеческая» скорбь о погибших. Война как будто перестала быть народной, то есть такой, которая велась всеми поколениями – прошлыми и будущими. Ее образ стараются лишить силы, связывающей поколения. Вся Москва увешана плакатами, на которых изображены дряхлые старики с орденами – но нет реальных плакатов Великой Отечественной войны, где за фигурами идущих в атаку солдат видны огромные тени наших предков (и подразумеваются в тумане фигурки потомков). Вместо размышлений о природе этой особой войны и тех формах социальной организации и государственности, в которых советский народ смог мобилизоваться для победы, эфир заполнили манипулируемыми выступлениями ветеранов, в которых эти главные вопросы обойдены и подменены бытовыми воспоминаниями. «Помню, кашу вовремя не привезли, портянки мокрые». Снимают такого ветерана минут сорок, потом из всего отснятого материала выбирают пару таких жалких фраз – и вот вам образ мысли ветеранов. Ах, эти бедные старые люди, как им пришлось настрадаться. В большинстве этих передач акцент делается на тяготах войны с общим рефреном «будь ты проклята, война». Какая же именно война - «будь проклята»? Отечественная, священная. С.Г. Кара-Мурза, май 2010 Источник: http://www.rusrand.ru/mission/moment/moment_481.html |