Главная » 2010»Февраль»11 » олигарх о техрегулировании и промышленной безопасности
олигарх о техрегулировании и промышленной безопасности
10:28
олигарх Дмитрий Пумпянский - практически единственный владелец ТМК (трубная металлургическая компания), контролирует около 60% рынка труб в РФ, под маской вице-президента РСПП, руководителя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, опубликовал в газете Ведомости 11.02.2010, №24 (2542) свое верорыночное эссе: Техническое регулирование: Инструмент модернизации
В последнее время все чаще при обсуждении путей модернизации российской экономики возникают вопросы реформы технического регулирования. Подобные диспуты идут как в широких кругах предпринимательского сообщества, так и на самых высших уровнях государственной власти.
Сегодня пришло понимание того, что ни создание новой инновационной продукции, ни современное строительство зданий и сооружений невозможно без рыночной системы технического регулирования, гармонизированной с ведущими мировыми экономиками.
Зачастую после возникновения техногенных катастроф и других чрезвычайных происшествий в средствах массовой информации и даже на государственном уровне можно услышать мнение, что появление данных инцидентов прежде всего связано с отсутствием того или иного технического регламента или в целом забуксовавшей реформой технического регулирования.
При этом некоторые руководители забывают, что главной целью технического регулирования является обеспечение безопасности продукции в течение всего ее жизненного цикла, а также снижение технических и административных барьеров для обращения этой продукции на рынке.
Вопросы безопасности производственных процессов и охраны труда, экологической безопасности, конечно же, важны, но они должны регулироваться законодательством, смежным с законом «О техническом регулировании». К сожалению, можно отметить, что уровень регулирования, например, в области промышленной безопасности находится в худшем состоянии, чем законодательство в области технического регулирования.
Несмотря на то что сам закон о техническом регулировании был принят в 2002 г., понимание необходимости гармонизации его с европейской моделью пришло только в 2007 г., когда по инициативе РСПП в базовый закон были внесены концептуальные изменения. Данные поправки прежде всего были направлены на сближение технического законодательства России и ЕС. Не менее знаковыми были изменения, которые исключили из сферы закона вопросы обеспечения безопасности технологических процессов, охраны труда, экологической безопасности и ряд других.
Также можно констатировать, что именно в 2007 г. удалось развеять миф о том, что принятие нескольких сотен регламентов позволит отказаться от десятков тысяч национальных стандартов и отменить их. Да, действительно, когда стандарты десятилетиями не обновляются, они становятся тормозом при доступе на рынок инновационной продукции. Однако, как показывает зарубежная и лучшая российская практика, непрерывное обновление стандартов и их гармонизация с передовыми мировыми аналогами являются существенным стимулом для модернизации промышленности.
Также важнейшим инструментом реформы являются собственно технические регламенты. На данный момент принято 16 технических регламентов. По своей структуре это регламенты как «старого», так и «нового» подхода в соответствии с европейской терминологией. «Старый» подход — это объемные, чрезвычайно детализированные, содержащие конкретные обязательные требования к продукции регламенты. Позиция РСПП заключается в необходимости применения в России более перспективного «нового» европейского подхода, когда технические регламенты должны содержать только общие минимально необходимые требования по безопасности продукции, не создавая при этом дополнительных препятствий для выхода инновационной продукции на рынок. Также они должны устанавливать требования к целым группам продукции. Количество регламентов не должно исчисляться сотнями и тем более тысячами. С нашей точки зрения, на сегодня их должно быть не более 70.
В конце 2009 г. был принят очередной блок поправок в базовый закон, в разработке которых также участвовали эксперты РСПП. Необходимо отметить, что эти изменения дают существенный толчок развитию национальной стандартизации. Во-первых, они предусматривают пятилетний срок обязательного пересмотра стандартов и механизм применения передовых международных стандартов в отечественной системе технического регулирования. Во-вторых, поправки исключают окончательные сроки реализации реформы. Это также необходимая мера, поскольку совершенствование системы технического регулирования и научно-технический прогресс — процессы непрерывные и взаимосвязанные.
Сейчас мы видим, что практически ко всем участникам реформы на всех уровнях управления пришло понимание важности не только регламентов, но и стандартов как основы системы технического регулирования. Также пришло понимание того, что законодательная база для реализации реформы во многом уже сложилась и теперь необходима планомерная работа по разработке техрегламентов и существенному ускорению работы по обновлению фонда национальных стандартов.
Необходимо отметить, что государство должно стимулировать участие бизнеса в обновлении национальных стандартов за счет создания благоприятных условий налогового администрирования. Отрадно, что эта позиция РСПП была поддержана на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию под председательством президента России Дмитрия Медведева 20 января в Липецке.
Еще одним важным фактором, препятствующим переходу экономики на инновационное развитие, является наличие избыточных административных барьеров при допуске отечественной продукции на рынок, что обусловлено сохранившейся архаичной системой аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. На данный момент в стране функционирует около 20 ведомственных систем аккредитации и несколько сотен систем сертификации. Сложилась парадоксальная ситуация, когда сертификаты, выданные на одну и ту же продукцию, не имеют взаимного признания в разных системах. Очевидно, что малые и средние компании, которые за рубежом являются генераторами инновационной активности, просто не имеют шансов преодолеть эти барьеры. Чтобы получить доступ на рынок, любую новую продукцию приходится многократно сертифицировать в различных ведомственных системах по схожим требованиям, а порой по одним и тем же стандартам. В то же время для большинства видов импортной продукции действует упрощенный порядок признания зарубежных сертификатов.
В европейской практике допуск на рынок осуществляется по единым критериям и правилам. В каждой из стран Европейского союза существует один национальный орган по аккредитации. Необходимость реформирования существующей системы аккредитации также нашла свое отражение в протоколе заседания комиссии по модернизации 20 января.
Законодательное урегулирование процедур аккредитации сертифицирующих органов позволит успешно использовать механизмы взаимного признания результатов сертификации и испытаний, проведенных в России и других странах. Это освободит нашу промышленность от существенных дополнительных материальных и временных затрат.
В настоящее время у всех основных участников процесса реформирования системы технического регулирования — Минпромторга России, Ростехрегулирования, РСПП, экспертного сообщества — сложилось понимание общности целей и задач. Пришло осознание того, что совершенствование рыночных механизмов в целях модернизации и технологического развития экономики диктует необходимость создания адекватной системы технического регулирования, гармонизированной с принципами стран — основных торговых партнеров России. Успешное решение этих проблем — одно из непременных условий перехода России на инновационный путь развития.
Постоянный адрес материала: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2010/02/11/225259