Главная » 2010»Январь»29 » Эхо Деиндустриализации: как (не) остановить промышленность
Эхо Деиндустриализации: как (не) остановить промышленность
08:50
Юрий Трутнев, министр природных ресурсов и экологии в интервью Ведомости 28.01.2010, 14 (2532)
Средневековые нормы
— В России очень мало прецедентов остановки производств в связи с экологическими нарушениями. В чем причина: слишком либеральное законодательство, опасность создать социальную проблему, закрыв градообразующее предприятие?
— Если сейчас предъявить правильные требования к охране окружающей среды, то, можно считать, что промышленности в России нет. Ее надо просто остановить. Вряд ли есть смысл действовать именно так. Все старые предприятия (металлургический, химический комплекс, целлюлозно-бумажное производство) работают исходя из каких-то средневековых и неадекватных норм по охране среды.
— Именно поэтому правительство дезавуировало собственное решение по Байкалу? Правительство изменило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Теперь ЦБК опять может сбрасывать в озеро сточные воды.
— Изменение решения временное. Мы исходим из того, что в течение трех лет собственники окончательно отработают технологии, позволяющие не наносить вред экосистеме Байкала.
— Сколько экологических нарушений произошло за последние годы?
— Количество выявленных нарушений в 2009 г. возросло на 13% по сравнению с 2008 г. Также увеличилась доля устраненных нарушений из числа выявленных — с 57% до 64%.
— Какие компании находятся в числе злостных нарушителей?
— Есть список предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю, он довольно большой. Все зависит от величины выбросов, величины предприятия.
— Последний громкий пример — владикавказский «Электроцинк» УГМК. С октября прошлого года несколько раз были зафиксированы выбросы серы, в разы превышающие норматив. Итог — рекомендация руководству УГМК приостановить работы. Это сделано?
— Мы разбирались с этой ситуацией, выписали штрафы, но работу не приостановили. Как вы себе представляете остановку производства? Я на остановленных предприятиях бывал, встречался с людьми, которые без работы сидели. Это очень невеселое зрелище. Считаю, останавливать производство имеет смысл, только чтобы устранить последствия аварии. Останавливать предприятие, когда оно системно устарело по технологии, без предупреждения — удар по людям. Необходимо создать новое экологическое законодательство, предварительно дав предприятиям возможность подготовиться к этим изменениям.
— Что вы предлагаете?
— Сейчас в России действует очень странная система — институт временно установленных лимитов. Это когда предприятие сдает план природоохранных мероприятий на какой-то срок, взамен на что получает разрешение от природоохранных органов работать с устаревшими и негодными экологическими стандартами. Проблема только одна — эти планы предприятиями не выполняются, так как для модернизации производства нужны большие капвложения. Предприятия приходят снова, снова просят те же разрешения. Есть несколько этапов модернизации экологического законодательства. Сначала мы будем изменять систему нормирования, убирать временные лимиты, потому что это мощнейший коррупционный механизм, а к 2016 г. мы хотим перейти на принципы наилучшей существующей доступной технологии. Помимо запретов и увеличения штрафов мы разработали целый раздел законодательства, связанный с применением поощрительных мер: снижение пошлин, налогов.
— Вы также предлагали снизить для компаний плату за загрязнение окружающей среды, если они инвестируют в «чистые» технологии. О каком размере сборов идет речь?
— К таким компаниям предлагается применить коэффициент 0,5 к плате за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в целях стимулирования из рассчитанной суммы платы будут вычитаться фактически произведенные затраты на внедрение «чистых» технологий, но не более 70% от исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
— У нефтяников традиционно много вопросов к Минприроды по поводу несовершенства нынешнего законодательства (Лесной кодекс, оформление землеотводов и проч.). Вы решаете эти проблемы?
— Вопросы, связанные с выделением земельных участков для геологоразведки, обустройством месторождений, использованием общераспространенных полезных ископаемых для строительства объектов инфраструктуры, решены. Нами подготовлены и внесены поправки в закон «О недрах», где установлено, что недропользователь имеет право добывать общераспространенные полезные ископаемые для собственных нужд в пределах горного отвода без получения дополнительных лицензий. Находится в работе вопрос о возможности разработки низлежащих пластов, законопроект по этой проблеме внесен в правительство. Этот проект будет стимулировать недропользователей осуществлять геологическое изучение на максимально возможные глубины.