Уважаемый Дмитрий Анатольевич! С большим интересом мы ознакомились с размещенными в Интернете
Вашими комментариями о состоянии реализации ФЗ «О техническом
регулировании» (далее — ФЗ), данными на заседании Государственного
совета в г. Ульяновске.
Имея за своими плечами огромный опыт работы в отраслях экономики
СССР и России, мы поддерживаем Ваше мнение о необходимости оценить
дальнейшую перспективу существования ФЗ «О техническом регулировании».
Еще при подготовке этого законопроекта в 2002 г. научно-техническое и
инженерное сообщество страны, и авторы письма в частности, резко
выступили против его принятия, не соглашаясь как с концепцией
документа, так и с его содержанием. Объективная необходимость
совершенствования нормативной базы несомненно имелась. Однако из всех
возможных схем реформирования технического регулирования разработчиками
ФЗ была выбрана наиболее трудоемкая. Игнорирован международный опыт,
например, США, где в качестве технических регламентов используются
регламентирующие стандарты или другие стандарты, на которые есть ссылки
в правовых документах органов власти.
Национальный институт стандартов и технологий США (NIST)
насчитал более 12 тыс. таких ссылок на стандарты в законах и других
официальных документах.
В законодательных актах Германии используется более 5,6 тыс. ссылок на стандарты.
Мнения специалистов и ученых не были учтены и сейчас. По
прошествию шести лет с момента введения в силу ФЗ можно констатировать
пагубность выбранного курса проведения реформы и неэффективность
принятых решений. Мы, как бывшие руководители Госстандарта СССР и
России, можем с гордостью констатировать, что, благодаря долголетней
работе специалистов научно-исследовательских организаций, высших
учебных заведений, промышленных предприятий, создана национальная
нормативная база советской и российской промышленности, по своей
комплексности, широте охвата и глубине проработок национальных
стандартов не имеющая аналогов в мире. Российские стандарты учитывали и
учитывают прогрессивные и приемлемые для национальной экономики
требования и показатели международных стандартов, о чем свидетельствует
достаточно высокий уровень их гармонизации — 40%. Национальная
стандартизация обеспечивала достижения страны в космосе, обороне,
ядерной энергетике, авиации и других отраслях экономики.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 360
технических комитетов по стандартизации (ТК), в состав которых на
добровольных началах входят ведущие в своих отраслях специалисты. К
сожалению, научный потенциал и практический опыт российских ТК по
стандартизации фактически не использовался как при создании программ
разработки технических регламентов, так и при разработке самих проектов
технических регламентов (ТР).
Во исполнение ФЗ Правительством РФ за прошедшее время было
принято пять программ разработки технических регламентов из средств
федерального бюджета:
- первая (2004 г.) — из 74 ТР;
- вторая (2005 г.) — из 85 ТР;
- третья (2006 г.) — из 181 ТР;
- четвертая (2007 г.) — из 41 ТР;
- пятая (2009 г.) — из 17 ТР.
Ни одна из перечисленных программ не была выполнена.
О неэффективности всей деятельности по техническому
регулированию свидетельствует тот факт, что, по состоянию на 1 ноября
2009 г. принято лишь 11 технических регламентов и только 5 из них
значатся в названных выше программах. На осуществление мер, связанных
со вступившим в силу ФЗ, в том числе на разработку проектов технических
регламентов, расходуется по нашим оценкам до 6 млрд. р. в год.
Выделяя ежегодно хотя бы четвертую часть этих денежных средств
на стандартизацию, можно было полностью обновить необходимый для
экономики России фонд стандартов, повысить степень их гармонизации с
международными.
Анализ вступивших в силу ТР показал существенные недостатки, в
результате чего сразу же после их принятия требовалось внесение
существенных изменений в их содержание и показатели. Примером тому
служат ТР на молоко и молочную продукцию, о требованиях к автомобилям и
топливу, а также ТР по пожарной безопасности и др. Большинство
проанализированных специалистами проектов ТР устанавливает чрезмерно
детализированные требования к продукции и процессам производства вплоть
до организации и технологии производственных процессов, во многом
основываясь на устаревших ведомственных нормативах и инструкциях.
По сути, такие проекты ТР превращаются в огромные
производственные инструкции, которые будут сковывать инициативу
производителей, разработку прогрессивных способов обеспечения
безопасности. Выполнение таких требований может повлечь за собой
существенную и, по сути, неоправданную реорганизацию производства и
значительные капитальные вложения.
Начиная с момента принятия закона, специалисты неоднократно
отмечали существенные противоречия самого ФЗ, отсутствие четкой
методической базы разработки ТР, а также значительные расхождения с
международными, и прежде всего европейскими, подходами к разработке ТР,
с документами ВТО.
Все отмеченные выше недостатки и, скажем прямо, провалы
объясняются наличием системных проблем как в самом ФЗ, так и в практике
его реализации.
Международные организации — ОЭСР и АТЭС — предупреждают, что
«применение несоответствующих регламентов может привести к
значительному росту издержек и неэффективности деятельности как
отдельного сектора, так и всей экономики… Непосредственные результаты
несоответствующего регулирования в конкретном секторе могут привести к
увеличению расходов, более высоким ценам, неправильному распределению
ресурсов, отсутствию новаторских предложений по совершенствованию
продукции и неудовлетворительному качеству услуг».
На заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 г. М.Е. Фрадков
оценил результаты реформы технического регулирования следующим образом:
«Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов.
<…> Предстоит разобраться , кто вверг нас в эту пучину с такой
степенью некомпетентности…»
К сожалению, до Вашего последнего выступления по этому вопросу никто не пытался разобраться в сути проблемы.
Во многом серьезные проблемы в реформировании технического регулирования обусловлены двумя непродуманными решениями:
- ликвидацией Госстандарта России и передачи ей функций по техническому регулированию Министерству промышленности и торговли РФ;
- отменой Закона Российской Федерации «О стандартизации».
1. Министерство промышленности и торговли РФ, на которое было
возложено исполнение функций федерального органа исполнительной власти
по техническому регулированию, не имеет опыта и кадров, которые могли
бы квалифицированно руководить сложнейшими вопросами нормирования в
народном хозяйстве, особенно в отраслях, не относящихся к компетенции
Министерства (агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт,
здравоохранение и др.). Поэтому на практике имеют место бесконечные
согласования ТР между различными организациями, сложная цепочка
подготовки и принятия решений, размытая ответственность за конечный
результат.
По нашему мнению, назрела необходимость организации
профессионального специализированного органа, ответственного за
организацию в стране деятельности по техническому регулированию. Этим
органом мог бы быть Госстандарт (название привычное для всех
специалистов, иными словами, — брендовое), который отвечал бы за
деятельность в области нормирования и контроля требований к продукции и
соответственно нес всю полноту ответственности за конечный ее результат
перед Правительством РФ.
Примером в данном случае может являться Белоруссия, где
деятельностью по техническому регулированию руководит такой орган.
Сегодня в Ростехрегулировании, в подведомственных ему
научно-исследовательских организациях и разветвленной сети
территориальных органов сосредоточены наиболее подготовленные и имеющие
большой опыт работы специалисты в области стандартизации, оценки
соответствия, государственного надзора и технического регулирования в
целом.
Однако Ростехрегулированию сложно реализовать свой потенциал,
так как агентство занято решением отдельных частных задач технического
регулирования вне системного контекста.
Предлагаемая нами новация находит широкую поддержку у
научно-технической общественности, в частности, рабочая группа по
техническому регулированию Общественной палаты Российской Федерации
отметила, что «ход реформы показал необходимость сосредоточить вопросы
технического регулирования и стандартизации в одном ведомстве, подчинив
его непосредственно Правительству России».
2. Для восстановления на законодательном уровне статуса и
значения системы стандартизации в Российской Федерации, исключения
существующих правовых пробелов в стандартизации и охвата областей
обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, обязательной
социальной сферы, охраны труда, экологии и т.д. необходима разработка
федерального закона «О стандартизации», который составит новую,
отвечающую современным требованиям и тенденциям, правовую основу для
поддержки и обеспечения эффективного развития национальной системы
стандартизации в нашей стране. Подобные законы приняты в экономически
развитых странах, государствах СНГ. Мы предлагаем вместо разработки ТР
при пересмотре национальных стандартов, в первую очередь вида общих
технических условий (требований), выделить показатели по безопасности,
экологии и информированию потребителя как обязательные. Кроме того,
необходимо допустить возможность ссылок на национальные стандарты в
правовых и нормативных правовых документах.
Такой подход полностью соответствует принципам Соглашения ВТО по
ТБТ, реализация которого в полном объеме была закреплена Правительством
РФ за Госстандартом России. Поддерживая Вашу идею об ускорении
реформирования системы технического регулирования, считаем крайне
необходимым осуществить следующие первоочередные меры:
- Инициировать отмену Федерального закона «О техническом регулировании».
- Ускорить принятие федерального закона «О стандартизации»,
проект которого прошел широкое обсуждение научно-технической
общественностью.
- Поручить разработку законопроектов «Об оценке соответствия»,
«О государственном контроле и надзоре в системе технического
регулирования».
- Создать на базе Ростехрегулирования Государственный комитет по
стандартизации, метрологии и техническому регулированию с прямым
подчинением Правительству РФ (желательно оставить знакомый во всем мире
бренд «Госстандарт России»).
КОЛМОГОРОВ Г.Д. — доктор технических наук, председатель Госстандарта СССР (1984—1989 гг.)
БЕЗВЕРХИЙ С.Ф. — доктор технических наук, профессор, председатель Госстандарта России (1992—1997 гг.)
ВОРОНИН Г.П. — доктор экономических наук, профессор, председатель Госстандарта России (1997—2001 гг.) 01.12.2009 г. Источник: http://mirq.ucoz.ru/news/otkrytoe_pismo_prezidentu_rossijskoj_federacii_da_medvedevu/2009-12-02-450 |