25.12.2009 НВО Виктор Литовкин Вчера в 09.30 по московскому времени из шахты полигона РВСН в Оренбургской области была запущена межконтинентальная баллистическая ракета РС-20В «Воевода» (SS-18 Satan по натовской классификации). Эксперты считают, что Москва пошла на этот неординарный шаг, чтобы напомнить Вашингтону: надо считаться с предложениями России по новому Договору об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Правда, представитель Минобороны Вадим Коваль заявил, что целью запуска «Воеводы» стало только подтверждение ее летно-технических характеристик. Это необходимо для того, чтобы продлить срок эксплуатации ракетного комплекса до 23 лет. (Ранее сообщалось, что этот срок продлят до 30 лет.)
Учебные блоки запущенной ракеты точно поразили условные цели на полигоне Кура, расположенном на Камчатке. Но ни для кого из экспертов не стало секретом, что эта акция имела еще одну – геополитическую цель.
Россия и США отложили на неограниченное время подписание нового Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) взамен закончившего юридическую жизнь 5 декабря 2009 года СНВ-1. Одни специалисты утверждают, что как минимум до февраля. Другие говорят о конце апреля. И хотя, по официальным заявлениям, в том числе и министра иностранных дел Сергея Лаврова, все главные вопросы согласованы, остались «технические детали», на самом деле ситуация складывается не совсем гладко. Официальный представитель Госдепартамента США Филипп Кроули признал, что переговорный процесс «несколько осложнился и потребует большего времени», отметив, что это не сильно беспокоит американскую сторону.
Делегации переговорщиков США и России разъехались из Женевы на рождественские и новогодние каникулы и, как сообщается, возобновят дискуссии не ранее середины января нового года. Время их не поджимает. Первые три срока достижения соглашения, в которых были заинтересованы обе стороны, а особенно Вашингтон, – 5 декабря, когда закончилось действие СНВ-1, и 10 декабря, когда Барак Обама получал в Осло авансом Нобелевскую премию мира, а также 18 декабря, когда два президента встречались в Копенгагене на международном саммите по климату, – прошли безрезультатно. И остался крайний срок – майская международная конференция по обзору выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Если к этому времени Москва и Вашингтон не подпишут договор о радикальном сокращении своих стратегических наступательных вооружений, может случиться громкий скандал. Мировое сообщество, в том числе и отдельные его пороговые страны, смогут отказаться выполнять условия ДЗЯО. Тем более если его не выполняют две крупнейшие ядерные державы.
И, как считают эксперты, российское руководство этим декабрьским пуском решило напомнить США, что у нее все еще есть уникальный жидкостной ракетный комплекс РС-20В или Р-36М2 «Воевода», который по обеим сторонам Атлантического океана называют «Сатаной». В первую очередь за колоссальный вес – 211 тонн и 10 ядерных боевых блоков мощностью в 550–750 килотонн каждый, способных преодолеть любые системы ПРО. Существующие и перспективные.
Но почему Москва решила сделать свой ход именно «Сатаной», а не, предположим, «Тополем-М» или новым «трехголовым» комплексом РС-24, который отечественные генералы обещали поставить на боевое дежурство после 5 декабря? Для ответа придется погрузиться в технические характеристики «Воеводы» («Сатаны»).
Таких ракет, а их существует как минимум три модификации: Р-36М, Р-36МУТТХ и Р-36М2, в нашей стране было когда-то 308 единиц. На сегодняшний день осталось 58. Они были созданы в Днепропетровском КБ «Южное» под руководством Героя труда и лауреата Ленинской премии академика Владимира Уткина в конце 60-х – в начале 70-х годов прошлого века. По условиям Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) – американцы их очень боялись, так как они могли летать даже на расстояние в 15 тыс. км, – мы вынуждены были сократить их наполовину. И никогда больше не производить.
Правда, это и не получится. КБ «Южное» и завод «Южмаш», который их собирал и где главным инженером в то время был будущий президент Украины Леонид Кучма, остались за границами России. Заниматься стратегическими ракетами Киеву запрещено Договором СНВ-1, к которому он, как Минск и Астана, присоединился в 1992 году. И сейчас на «Южмаше» делают мебель и троллейбусы.
В Ракетных войсках стратегического назначения России последние 58 Р-36М2 (еще остальные 96, что нам разрешалось иметь по Договору СНВ-1, мы ликвидировали из-за их возраста) «Воевода», или «Сатана», стоят на боевом дежурстве в Оренбургской области (поселок Домбаровский) и в Красноярском крае (город Ужур). Срок их эксплуатации, в том числе и продленных гарантийных сроков, о чем прекрасно осведомлены американцы, истекает в ближайшие 7–10 лет. Заменить их на сегодняшний день нечем. Твердотопливный «Тополь-М», хотя таких комплексов, стационарных и подвижных, у нас уже 64, по большому счету компенсировать «Сатану» не в состоянии. Сколько ни выпускай. Он, во-первых, несет одну головную часть. А во-вторых, Воткинский завод, где их производят, не делает больше 6–7 таких ракет в год. РС-24 «Ярс», который собираются ставить на боевое дежурство, тоже вряд ли станет полноценной заменой «Воеводе» и еще одной тяжелой ракете УР-100НУТТХ (SS-19) «Стилет», которая тоже быстро старится. И руководство страны приняло решение делать новую жидкостную тяжелую ракету на смену «Воеводе».
Об этом говорил недавно командующий РВСН генерал-лейтенант Андрей Швайченко. Ракета должна поступить в войска к концу 2016 года. Известна и организация, которая займется созданием такой ракеты, – это КБ машиностроения из подмосковного Реутова, на котором недавно побывал премьер-министр Владимир Путин и где он, как говорят, дал зеленый свет выполнению этой задачи. Только благодаря новой ракете и морской «Булаве», если она встанет в строй, мы сможем сохранить баланс ядерного потенциала с американцами по новому СНВ.
А пока новой тяжелой ракеты нет, пока нет даже нового Договора СНВ, способного ограничить выпуск стратегических ракет, Россия напоминает США, что у нее все еще есть порох в пороховницах. «Сатана» – старенькая, но для дела годится.Источник: http://www.ng.ru/nvo/2009-12-25/1_satan.html |