Читатель soboranin пишет по поводу нижеследующей статьи из либеральной газеты: Да есть от чего руки опустить... Сколько творческой энергии либеральной общественности затрачено на развенчание советского образа жизни, сколько денех ушло на самую оголтелую пропаганду, и вот после двадцатилетних хлопот - нате вам... Даже Левада-центр вынужден обнародовать - лишь 28% россиян считают, что распад СССР был неизбежен, а 58% - что его можно было сохранить, причем послоедние 10 лет этот показатель не снижается. И социальные институты советского образа жизни живы.А вот милицию советской господин Трудолюбов совершенно напрасно назвал. Про советскую милицию, какой она была, россияне сейчас с ностальгической тоской старые фильмы любят смотреть, а полное перерождение милиции у нас произошло в 90-е годы, когда произошло разделение на криминальную и муниципальную. Возврат федерального финансирования - это возврат как раз к советской модели, господин Трудолюбов. Другой читатель добавляет: Раньше любимой песней либералов было: "Ах, в каком распрекрасном цивилизованном раю мы бы сейчас жили, если бы не 70 лет советской власти!" А сейчас даже представить трудно в какую черную дыру мы бы провалились за эти двадцать лет, если бы не остатки научно-технических достижений, созданных еще в СССР...
Собственно сама статья трудофобов: Наше наследие: Фундамент России Максим Трудолюбов Ведомости 25.12.2009, №245 (2515) Год заканчивается, и все яснее становятся очертания остова, на котором росла и развивалась постсоветская Россия. Советское наследие — не просто материал для историков. Это фундамент, на котором стоит страна. Можно ли его укрепить или нужна полная перестройка? Не ответив на этот вопрос, нельзя реформировать экономическую и политическую систему России. В уходящем году стало еще очевиднее, что советское наследие огромно и неоднородно. Оно состоит как минимум из трех групп факторов: физических, институциональных и социальных.
1. Физическое наследие — это инфраструктура, заводы и города. Сталин гордился тем, что не пошел на поклон к западным банкирам за деньгами на индустриализацию. Поначалу за стройки социализма платили, разоряя деревню и вывозя за границу хлеб, который был нужен внутри страны. Платили и все последующее время — субсидиями и льготами. Но счет, выписанный советскими руководителями будущим поколениям, до сих пор не оплачен. Мы продолжаем платить: на днях правительство объявило, что первые 20 проектов поддержки моногородов, предполагающие многомиллиардные субсидии и кредиты, будут начаты в I квартале 2010 г. Но это только начало. По данным Института региональной политики, в нашей стране более 400 городов с узкой экономической специализацией. В них живет около 25% городского населения страны.
2. Институциональное наследие — это советские организации и традиции, переместившиеся из плановой в рыночную среду, не претерпев глубоких изменений. Правоохранительная сфера — один из примеров. Наследие «социалистической законности», для которой государственная целесообразность была важнее прав граждан, сказывается до сих пор. Главной мерой пресечения остается арест, оправдания в суде остаются исключениями, суды находятся под влиянием исполнительной власти (см. доклад «Судебная система России: состояние и проблемы»). Как и в случае с другими советскими институтами, исчезнувшее идеологическое и административное содержание заместилось коррупционным механизмом. То, что эта часть фундамента рушится, — признано официально. Президент Медведев заявил вчера, что подпишет указ о реформе МВД. Судебная система — в состоянии вечной реформы.
3. Социальное наследие — возможно, самая трудная часть. Три поколения советских людей прожили в условиях государственной монополии на коллективность. Теперь свои проблемы каждый решает сам по себе. Собственная дача, хлебная должность или нефтяная компания важнее какого-либо общего дела. Россияне освоили тактику «ускользания от взаимности, обязательств и подотчетности» (см. «Постсоветский человек и гражданское общество», исследование «Левада-центра»). Именно поэтому властям с россиянами легко — мы интересуемся только тем, что касается нас лично, не отстаиваем общие интересы.
Таков беглый взгляд на фундамент современной России. Сколько он еще продержится и можно ли на нем строить — вот вопросы, на которые мы будем пытаться ответить в будущем году.
Автор — редактор отдела «Комментарии» Постоянный адрес материала: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/12/25/222227 |