Демографы сегодня крепко задумались над предварительными результатами переписи населения РФ. Численность русских сократилась за 12 лет, прошедших с последней переписи, со 130,4 млн. до 104,1 млн. За это время Россия приняла 9,5 млн. русских мигрантов-беженцев из стран СНГ. Соответственно, превышение числа умерших над числом родившихся составило за 12 лет 35,8 млн. или 34% от числа ныне живущих тут русских. Для точности цифры из нее следует вычесть 3 млн. русских, сменивших национальность на "еврей" или "немец", с последующей эмиграцией туда, где нет ни Ельцина, ни (пока) Путина.
Итак, естественная убыль русского населения составляла в эти 12 лет в среднем 1,7% в год. Сохранение этой тенденции означает сокращение русских в РФ до 91 млн. к 2010 году, 77 млн. к 2020 году, 65 млн. к 2030 году, 55 млн к 2040 году, 46 к 2050 году. Это при условии, что государство будет принимать активные меры по поддержанию семей, чтобы предотвратить нарастающий кризис семьи и дальнейший спад рождаемости. И при условии, что русские перестанут из России уезжать. В любом случае это - оптимистический прогноз. Реалистический дает на 2050 год цифру в 38 млн. русских в России.
В рамках переписи удалось переписать 4 млн. 43 тыс. легально проживающих в РФ китайцев и вьетнамцев. Думаю, нет нужды объяснять, что далеко не все китайцы проживают в РФ легально. Особенно это касается сибирских и дальневосточных регионов, где китайские общины автономно живут в лесах, куда не суются даже вымогатели-милиционеры. Но и в городах от Благовещенска до Москвы число нелегальных китайцев весьма значительно. Даже по оценкам миграционной службы, нелегально проживает в РФ каждый второй китаец и вьетнамец. По независимым оценкам - еще больше.
Однако, согласимся с оценкой официозной, дающей примерно 8 млн. китайцев (вьетнамцев существенно меньше, поэтому опустим их для просторечия), живущих в РФ. Число мигрантов возрастает с каждым годом. Если в 90-е годы в РФ ежегодно прибывало в среднем 500-600 тыс китайцев на постоянное жительство, то в 2002 их приехало больше миллиона. Интересно, что никакие административные меры властей РФ не могут регулировать этот поток, они оказывают влияние лишь на соотношение легальных и нелегальных иммигрантов. Сам же поток растет довольно быстро, и при сохранении тенденции к 2008 году вырастет до 2 млн. прибывших в год.
Только за счет миграции при сохранении нынешней тенденции и с учетом стабилизации режима миграции после 2010 года можно прогнозировать увеличение числа китайцев в РФ до 20 млн. в 2010 году, 40 млн. в 2020 году, 60 млн. в 2030 году и т.п. Однако, следует учесть и высокий естественный прирост в китайской общине. Тогда к 2010 году следует ожидать ее численность в 21 млн., к 2020 г - 44 млн., к 2030 году - 70 млн., к 2040 году - 100 млн.
Итак, при сохранении абсолютного суверенного контроля русских над территорией РФ, нынешних тенденций и ограничений, число китайцев превысит число русских где-то около 2025 года. Однако, смогут ли русские так долго удерживать суверенитет?
Ползучий сценарий
Допустим, что правительство КНР будет всеми силами удерживать страну от агрессии против северного соседа. Допустим, что Кремль изо всех сил будет поддерживать нынешний уровень дискриминации иммигрантов и ограничений на их пребывание. В этом случае нынешние тенденции сохранятся.
Но следует учесть, что так или иначе китайская диаспора сосредоточит в своих руках значительную долю ВВП. Например, в странах ЮВА китайская диаспора, имея 10% в численности населения, сосредоточила в своих руках 20-30% национальной экономики. Перед русскими китайцы имеют те же преимущества большей дисциплины, высокого трудолюбия и опоры на экономические связи в могучей экономике КНР.
Уже сегодня в ряде регионов ДВАО китайцы составляют от четверти до половины реального населения. Практически везде они сосредоточили в руках бОльшую часть торговли и добывающих промыслов - лес, охота и т.п. Мощная дискриминация и прессинг со стороны российского МВД и местных администраций этому помешать не в состоянии в силу более высокой конкурентоспособности китайцев.
Политика русских администраций в этих регионах не приводит к тому, что русские пользуются благоприятными условиями для бизнеса и делают свой бизнес. Наоборот, они используют свои паспорта для покрывания за установленную мзду бизнеса хуацяо. Русские кладут себе в карман некоторую долю прибыли в обмен на услугу по оформлению сделок или транспортировок. Фактически, имеет место эксплуатация китайских хуацяо (бизнесменов) и кули (работяг) титульной нацией.
Разумеется, любая социальная страта так или иначе защищает свои интересы. Тем более, такая герметичная и дисциплинированная, как китайская диаспора. Очевидно, что с ростом ее доли в населении и экономике страны, китайская диаспора будет бороться за постепенное снятие дискриминации. В условиях общеизвестной коррумпированности чиновничества РФ деньги будут решать все. Когда доля китайской диаспоры в ВВП РФ превысит 12-15% (около 2010 года), она сможет сосредоточить достаточно средств на подкуп кремлевских чиновников и выборы полезных депутатов. Это приведет к постепенной отмене сначала экономической дискриминации (и доля китайцев в ВВП подскочит очень резко), а затем - и к предоставлению всем китайцам в РФ гражданства и избирательных прав.
Если предположить, что русские будут обладать той же степенью сплоченности и готовностью отстаивать свои интересы, что и китайская община, замена русского национального государства в РФ китайским произойдет после демографического перелома, то есть в районе 2025 года. Однако, в последние 10 лет русские не демонстрировали ни сплоченности, ни понимания национальных интересов, ни готовности их отчаянно отстаивать. Следовательно, власть перейдет в руки китайцев несравненно ранее.
Осуществит ли китайское правительство РФ интеграцию с КНР или предпочтет иметь отдельное китайское государство - определят геополитические реалии. Которые сложатся к тому времени. Во втором случае русских еще некоторое время будут использовать в качестве титульной нации.
Обвальный сценарий
Описанный выше сценарий представляется весьма оптимистическим, так как предполагает, что китайское государство не будет вмешиваться в процесс, оставив хуацяо на произвол РФовских чиновников и предоставив им самим бороться за свои интересы. Однако, куда вероятнее представляется ситуация, когда китайское правительство предпочтет поскорее принять наследство "больного человека" (как определяют РФию в Китае), дабы предотвратить вмешательство нежелательных третьих сил.
Совершенно необязательно для властей КНР ждать, пока РФия сама свалится к ним в руки подобно спелому плоду. На любом этапе этого процесса после того, как будет достигнуто стратегическое преимущество и достаточный контроль внутри РФ, КНР может использовать войну против северного соседа в качестве громоотвода для канализации нестабильности, неизбежно нарастающей внутри страны с ростом ее богатства. Победоносная война надолго консервирует режим, превращая ветеранов победоносной войны в его опору.
При сохранении нынешних тенденций, Китай может рассчитывать на победоносную войну против РФ начиная с 2008 года. Если внутренняя нестабильность КНР достигнет к этому году высокого накала, именно в 2008 году и имеет смысл ждать нападения на РФ. В ином случае война может быть отложена еще на несколько лет.
Очевидно, после оккупации демографическая экспансия пойдет существенно быстрее и будет поощряться властями. В этом случае число китайцев превысит число русских на территории РФ существенно раньше 2025 года.
Время говорить правду
В любом случае очевидно, что русским следует всерьез принимать перспективу жить в положении национального меньшинства в китайском государстве. Неготовность к этим реалиям приведет к очень сильной дезадаптации в процессе складывания новых условий национального существования.
Русские до 1992 года не имели нигде опыта жизни в положении национального меньшинства. Они всегда были господствующей нацией. Поэтому именно для них дезадаптация будет наиболее трагичной.
Замена титульной нации - русских на китайцев - мало что изменит в положении тех, кто и так привык жить в РФ на положении национального меньшинства - татар, чувашей, якутов, евреев, армян, башкир, азербайджанцев, северокавказцев, молдаван. Только для русских это будет существенным ударом, так как им придется привыкать к принципиально новому положению.
Впрочем, существенная часть русского этноса уже приобрела этот опыт после первого этапа реформ. Русские в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии прочувствовали за эти годы разные формы национального принижения или унижения. Жизнь неграждан в Прибалтике унизительна с точки зрения прав человека (впрочем, к этому русским и в своей стране всегда было не привыкать), но нисколько не мешает делать экономические успехи. Из Средней Азии многим пришлось бежать в силу нестабильности. Впрочем, китайская власть обеспечит несомненно большую стабильность, нежели не только власть среднеазиатских режимов, но и чем власть нынешнего режима РФ.
Главным травмирующим фактором, конечно, будет потеря надежды на возрождение Русской Империи, которая теплится благодаря существованию РФ. При всей нежизнеспособности РФ еще могла бы стать базой для возрождения России, но уровень пассионарности и характер общественно нравственности не позволяет предполагать возможность прихода к власти такой силы, которая могла бы переломить наметившиеся тенденции.
Я считаю, что если нынешняя власть намерена и далее проводить нынешнюю политику, она должна принять все меры, чтобы подготовить русское население к жизни в положении национального меньшинства, которая станет неизбежным следствием этой политики. Я считаю неприемлемым повторение предательства, совершенного в отношении русских в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, когда они были неподготовленными брошены на произвол судьбы и оказались неспособны защищать свои национальные интересы даже там, где, как в Латвии, составляли большинство населения.
Нынешняя политика обмана, замалчивания той перспективы, которую уготовала русскому населению РФ политика нынешнего режима, является большой подлостью. Фактический цензурный запрет обсуждения этой темы, вымарывание ее из тематики всех РФовских СМИ означает преступный обман.
Я считаю необходимым открытое и честное обсуждение геополитических и демографических перспектив, которые определят жизнь русского народа в ХХ веке. Это обсуждение может стать или толчком к смене социально-экономического и военно-политического курса или как минимум способствовать формированию программы мер по адаптации русского населения к условиям жизни в Китайской Империи, куда ведет его курс нынешнего режима.
22 сентября 2003
|