Важнейшей машиной для всего народного хозяйства страны (как и для обороноспособности) является грузовой автомобиль. Особое значение он имеет в условиях России для сельского хозяйства. С конца 1960-х годов производство грузовиков в РСФСР быстро росло и в середине 1980-х годов вышло на уровень 700 тыс. машин в год. В ходе реформы произошло резкое падение производства – в 5 раз. В 1999-2007 гг. наблюдалось незначительное оживление производства. Динамика производства представлена на Рис. 4- 1.
Рис. 4- 1. Производство грузовых автомобилей в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Примерно также обстоит дело и с производством грузовых автомобилей с дизельными двигателями – их выпуск с уровня 151 тыс. в 1990 г. сократился к 1998 г. в 7 раз (Рис. 4- 2). В 2000 г. он составил 48 тыс. шт., в 2005 г. – 68, в 2010 г. – 39, в 2015 г. – 26, в 2018 г. – 39 тыс. шт.
Рис. 4- 2. Производство автомобилей грузовых с дизельными двигателями в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Из экспортера грузовиков Россия реформирована в их импортера. Импорт грузовых автомобилей в значительной степени стал компенсировать пятикратный спад производства. Парк грузовых автомобилей вырос в РФ за годы реформ более чем в 2 раза – с 2,7 млн в 1990 г. до 6,05 млн в 2013 г., а грузооборот упал к 1998 г. в 2,4 раза, но восстановлен к 2018 г на уровне 86% от дореформенного, а объем перевозок в конце 2010-х гг. находится на уровне середины 60-х годов прошлого века.
Рис. 4- 3. Перевозки грузов и среднее расстояние перевозок грузовым автомобильным транспортом в РСФСР и РФ
В 2006 г. импортировано 63,4 тыс. машин за 1,5 млрд долл., а на экспорт ушло 51,8 тыс. машин за 0,6 млрд долл. В 2010 г. и 2011 г. импортировано 59 и 109 тыс. грузовиков (за 1,84 и 3,51 млрд долл.), а экспортировано 13,4 и 20,4 тыс. (на 0,3 и 0,47 млрд долл.). В 2012 г. в Россию было импортировано 122 тыс. грузовых автомобилей на сумму 3,8 млрд долл. (произведено 212 тыс. машин), в 2013 г. – 89 тыс. на 2,9 млрд долл. (произведено 209 тыс. машин), в 2015 г. – 22 тыс. на 0,8 млрд долл. (произведено 128 тыс. машин), в 2018 г. – 26 тыс. на 2 млрд долл. (произведено 157 тыс. машин). В 2018 г. на экспорт отправлено 15 тыс. грузовиков на 0,37 млрд долл.
Рис. 6- 1. Производство и парк грузовых автомобилей в РСФСР и РФ:
1 – ежегодное производство, тыс. шт. (правая шкала);
2 – парк грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны), млн шт.
С началом реформ быстро стал расти парк грузовых автомобилей. За первые десять лет реформ число грузовиков (включая пикапы и легковые фургоны) выросло в 1,5 раза. В 2000-2001 гг. была произведена дополнительная переоценка числа грузовиков, и с ее учетом за 1991-2017 гг. парк грузовиков вырос более чем в 2,3 раз с 2,7 млн до 6,4 млн автомобилей. Особенно быстро росло число личных грузовиков (почти на три порядка). Если на конец 1990 г. в собственности граждан находилось 4 тыс. грузовых автомобилей, то уже в 1995 г. – 798 тыс., в 2000 г. – 1568 тыс., в 2005 г. – 2300 тыс., в 2010 г – 2950 тыс., в 2013 г. – 3547 тыс., в 2015 г. – 3789 тыс., в 2017 г. – 3926 тыс. грузовиков. Напротив парк грузовиков в организациях автомобильного транспорта общего пользования сократился более чем в 9 раз, – за 1991-2010 гг. с 331 до 35 тыс. автомобилей (в 2013 г. 62 тыс.).
В последние годы стабилизировалось быстрое старение пореформенного парка грузового автомобильного транспорта отраслей экономики. Если в 1995 г. возраст более 13 лет имели 10% грузовых автомобилей, то уже в 2000 г. – 22%, в 2005 г. – 44%, в 2009 г. – 45%. В 2005 г. находились в эксплуатации более 10 лет 63% грузовиков, в 2010 г. – 64%, в 2015-17 гг. – 61-62%.
Источник: https://riskprom.livejournal.com/50275.html |