ПРОДОЛЖЕНИЕ (начало см. здесь>>)
А что с заготовкой древесины? По данным Росстата и его предшественников:
Вывозка
древесины в РСФСР и РФ, млн. плотных куб. м
Вывозка древесины за 1990-98 гг. сократилась в 4
раза и восстановлена в начале 2010-х до послевоенного уровня. В некоторые годы
теперь в лесных пожарах сгорает почти столько же или больше древесины, чем
вывозится (1998 г., 2003 г., 2010 г.).
О чем продолжают говорить на госсовете? Читаем...
Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета
«О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации»
В.ПУТИН: Спасибо. Мы заслушаем всех докладчиков, а потом обменяемся мнениями по проблеме. Масляков Виктор Николаевич, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. Пожалуйста
В.МАСЛЯКОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены президиума Государственного совета Российской Федерации! На
самом деле справедливые замечания в отношении нашей отрасли. Конечно,
за два с половиной года, чуть большее количество лет, с 2006 года, когда
был принят Лесной кодекс, не были отработаны документы и инструменты
управления и взаимодействия с субъектами Российской Федерации. Мы
очень благодарны, Владимир Владимирович, за Ваше принятое решение – мы
два года работали непосредственно в подчинении Правительства. За этот
период мы смогли подготовить пять законов и 68 законодательных актов –
постановлений Правительства, которые дали серьёзный толчок в развитии и
организации ведения лесного хозяйства. К
сожалению, за последний год ни одного законодательного документа не
вышло. Мы попали в подчинение Министерства природных ресурсов, и у нас
эта работа остановилась. Был какой-то период, наверное, притирки,
подготовки специалистов, но сейчас законодательная работа – не наши
полномочия. К сожалению, эта работа не даёт результатов. Когда
мы говорим о лесах России, не надо забывать, что у нас в России не
только леса эксплуатационные. Это ещё и леса защитные, они очень большую
роль играют для юга России, для наших крупных мегаполисов. И,
естественно, технология управления, организация жизни совершенно своя. Я
хотел бы, Владимир Владимирович, отметить губернаторов, которые имеют
эти леса, они относятся к ним более бережно, чем те губернаторы, которые
используют и имеют экономический эффект. Вот пример Самары. На 100 с
лишним миллионов нашего финансирования (там небольшая площадь лесов)
новый губернатор Николай Иванович Меркушкин выделил 400 миллионов своих и
увеличил численность, и многие вопросы там решил, хотя экономического
прямого эффекта нет. У
нас также резервные леса, это 272 миллиона, а может быть и больше,
которые в ближайшие 20 лет в нашей стране использоваться вообще не
будут. Поэтому их брать в расчёт, у них особая система управления,
организация жизни в этих лесах… Конечно, мы должны тушить пожары,
организовывать, управлять процессами, но они всё-таки должны в меньшем
нашем влиянии находиться в поле зрения. 603
миллиона – это, конечно, эксплуатационные леса, которые сегодня требуют
особого внимания. Мы посмотрели структуру потребления сырья, лесных
ресурсов, и увидели, что на Дальнем Востоке, я имею в виду федеральный
округ, на целлюлозу используется практически ноль лесного баланса, то
есть практически нет ни одного предприятия, которое бы производило
продукцию из низкокачественной древесины. Вот Сергей Герасимович [Митин]
об этом сказал, что, конечно, переработка древесины низкокачественной
подтягивает и высококачественную древесину. Конечно,
само ценообразование на сырьё. Во всём мире работают показатели: лес на
корню, лес у пня, лес у дороги, лес на складе лесопокупателя. Эта
информация полностью должна быть открытой. И мы сейчас добиваемся, чтобы
создать эту систему мониторинга на всей территории России, чтобы эти
ценовые взаимоотношения были открытыми, и, естественно, губернаторы
могли принимать инфраструктурные решения для таких предпринимателях, о
которых Вы сегодня, Владимир Владимирович, говорили в связи с тем, что
на самом деле они попадают в рабство. Когда
мы принимали Лесной кодекс, как результат у нас выпала аренда до года, и
малый, и средний бизнес получил более сложный механизм доступа к
ресурсам. Что дальше произошло? Есть статья, по которой руководители
субъектов Российской Федерации могут выделять на иные случаи лес. И
сегодня из 191 миллионов кубометров 41 миллион – это такое выделение по
договору купли-продажи. Практически произошла подмена. И это тоже
серьёзно наносит ущерб и бизнесу, который связывает свои долгосрочные
отношения, строя предприятия по переработке и связывая свою жизнь с
конкретными лесными угодьями, фондами. Хотел
бы отдельно сказать, что за этот период (потому что это делали мы
вместе с регионами) в три раза увеличился вклад субъектов в целом по
стране. Сегодня 12,5 миллиарда регионы вкладывают из своего бюджета в
ведение лесного хозяйства. Создано, благодаря Вашей поддержке, 203
пожарно-химические станции третьего типа, более 4 тысяч единиц куплено
противопожарной техники. Регионы сейчас покупают в том числе и за свои
деньги, продолжают формировать эти наземные службы по тушению лесных
пожаров. Сформирован
федеральный резерв парашютистов-десантников. У нас сегодня 4800 человек
– это люди особой профессии, они у нас работают по всей России, мы
перебрасываем их из региона в регион – для России необходимо 5500 этих
специалистов. Создана единая система диспетчеризации, построено шесть
лесных селекционно-семеноводческих центров, введена автоматизированная
система государственного лесного реестра – это полномочия субъектов
Российской Федерации, мы сейчас этой работой активно занимаемся. Отдельно
хотел бы сказать о нашей корпоративной системе коммуникаций. Мы с
регионами совместно имеем соответствующие информационные ресурсы и
связанные с интернетом, и газеты. Это возможность нам постоянно общаться
и делиться опытом, проводя научные семинары. Этой работой мы активно
занимаемся, и считаю, что сегодня в России мы, специалисты, все друг
друга в лицо знаем и работаем очень активно. Сегодня
вопрос встаёт о численности, сколько же работает в отрасли? Сергей
Герасимович тоже цифру поднял. Мы провели более точные изучения: у нас в
отрасли работает 84 500 человек, из них 76 тысяч – это работники
лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации, 36 тысяч – это
работники лесничеств, из них 18 тысяч наделены инспекторскими функциями
(начинали мы с 6 тысяч). И 25 тысяч работает в специализированных
пожарных учреждениях, которые являются автономными учреждениями, они
ведут ещё и хозяйственную деятельность. Сегодня
у нас закрепилась средняя заработная плата в отрасли – 18,2 тысячи
рублей, есть регионы, где получают и 40 тысяч наши работники, есть, где
получают и меньше, в основном это юг России, Северный Кавказ, там есть
работники, которые получают и 5 тысяч рублей. Аргументируют это тем, что
им необходимы рабочие места. Сегодня
очень важно для нас, чтобы в отрасли мы получили результаты, те
здоровые процессы, которые всё-таки потихонечку идут вместе с субъектами
Российской Федерации. Нам необходима, конечно, единая программа
развития лесного комплекса России. Это должна быть единая программа, по
нашему мнению. Государственная
электронная система учета древесины и, конечно же, Федеральный закон о
государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов. Он был
внесён в Правительство, вернулся обратно из Правительства, согласованный
со всеми в апреле прошлого года. Мы
считаем, что должна развиваться биржевая торговля круглым
лесоматериалом, должны быть открытые отношения по ценообразованию, и
инфраструктурные решения должны быть в регионах по формированию,
независимо где находится лесопользователь, на каком расстоянии от центра
переработки древесины. Необходимо
совершенствовать механизмы аренды лесных участков, потому что сегодня,
Сергей Герасимович об этом сказал, для того, чтобы аренда была залоговым
инструментом для получения кредитных ресурсов, внутри страны нам нет
необходимости ставить на кадастровый учет. Это решается на уровне
субъекта Российской Федерации. Если это международные институты, то,
соответственно, требуют постановки на кадастровый учет. Конечно,
нет стимулов у регионов, они не получают за использование лесных
ресурсов никаких бюджетных поступлений. Наше мнение: если бы субъекты
имели 50 процентов в доходной части своей платы за ресурсы, это было бы
серьёзным стимулированием в том числе и реализации региональных программ
по развитию и организации переработки и лесного комплекса в целом. Конечно,
создание условий для деятельности предприятий малого и среднего
бизнеса, в том числе лесного фермерства. Сегодня идёт разговор об
интенсификации лесного хозяйства в освоенных районах страны. Это
Северо-запад, в основном. Эту тему мы поддерживаем. Требуется серьёзное
научное обоснование. И я уверен, что мы решение по этому направлению
найдём. Конечно,
цена на ресурсы определяется наличием пунктов переработки древесины. По
нашему мнению, в стране должно быть минимум три-пять крупных
дополнительных лесоперерабатывающих предприятий целлюлозно-бумажной
промышленности, которые должны выпускать или целлюлозу, или бумагу. Они
дадут серьёзный толчок развитию потребления древесины и, конечно,
организации ведения в том числе и лесного хозяйства. Мы
считаем, что сегодня на самом деле необходимо развитие системы
обнаружения и тушения лесных пожаров, мониторинга и прогноза
лесопатологической ситуации. Нам необходимо развитие лесной авиации и
технологий космического зондирования. Мы пользуемся снимками зарубежных
спутников. Наверное, это неправильно. У нас есть совместные задачи с
Росгидрометом, с МЧС и с лесными хозяйствами субъектов Российской
Федерации. Нам такой инструмент очень необходим. Необходимо
формирование в Санкт-Петербурге инновационного центра с
опытно-производственной базой и создание федерального лесного
университета, исследовательского университета на базе Лесотехнической
академии (я по-старому называю) – Лесотехнического университета имени
Кирова. Владимир
Владимирович, мы считаем, что замечания совершенно справедливые. У нас
огромный объём работы и задач, которые мы должны выполнить совместно с
субъектами Российской Федерации. Спасибо. В.ПУТИН: Вы считаете, что Министерство тормозит вашу работу. Сергей Ефимович, как Вы это делаете, расскажите, пожалуйста. С.ДОНСКОЙ:
Владимир Владимирович, на сегодняшний день подготовлено шесть
законопроектов, три находятся в Правительстве. Кстати, говорили про
оборот (Федеральный закон), в апреле он был вынесен из Правительства,
потому что не был подготовлен соответствующим образом. За это время он
был согласован со всеми ведомствами. Единственное, у нас остались с
Минпромторгом разногласия. Сейчас это находится в Правительстве, и эту
тему мы в ближайшее время в принципе закроем. Все
остальные законопроекты в соответствии с госпрограммой, которая в
прошлом году принята, в том числе и Рослесхоз, кстати, участвовал. У нас
в 2013 году восемь законопроектов, кроме законопроектов, ещё несколько
десятков подзаконных актов нужно будет принять, то есть этот план
зафиксирован, он принят на Правительстве. Мы в принципе в этом году весь
план имеем. Здесь задержек я как раз не вижу. У нас по большей части
всё уже подготовлено. Мы должны будем в ближайшее время через
Правительство вносить в Госдуму. В.ПУТИН: Хорошо. Денис Валентинович, есть у Вас какие-то возражения? Д.МАНТУРОВ: Уважаемые участники заседания! Я
не буду останавливаться на основных цифрах, которые сегодня в том числе
уже прозвучали от Вас и от Сергея Герасимовича. Я хотел бы сказать
только в поддержку и в подтверждение. Тема связана с доступностью и
обеспеченностью лесных дорог. На слайде наглядно показано, какая
обеспеченность наших лесных дорог (с правой стороны) и буквально у наших
соседей – в Финляндии, то есть разница: у нас по лесному фонду – это
1,5 километра на 1000 гектаров лесного фонда, у коллег Западной Европы –
10, доходит до 45 километров на 1000 гектаров. То есть это, конечно,
существенная разница. Для
того чтобы реализовывать те приоритеты инвестиционных проектов, о
которых Вы сегодня упомянули, мы субсидируем в том числе за счет средств
федерального бюджета несколько направлений – это техперевооружение
предприятий отрасли, это обеспечение межсезонных запасов, и в этом году
впервые выделяются средства на как раз новые проекты из перечня
приоритетных инвестиционных. Объём только по этой субсидии – 800
миллионов рублей. Единственное, в этом году вряд ли мы до конца сможем
выбрать все эти инвестиции, поэтому мы с Министерством финансов ведём
сейчас диалог о переброске части средств на межсезонку и на
техперевооружение по тем проектам, которые уже по факту реализуются и
осваиваются. Но
для того чтобы инвесторы приходили и понимали свою перспективу на
будущее, необходимо иметь абсолютно чёткую прозрачную перспективу. То,
что сегодня у нас заложено в бюджете, в частности по приоритетным
проектам, это только 2013 год, поэтому компании, которые планируют
осуществлять свои инвестиции, не знают дальнейших возможностей в части
поддержки своих проектов по компенсации процентной ставки. Поэтому
я прошу в протокольном решении сегодня тоже отразить позицию в части
продления инвестиций, а точнее – продления субсидий на приоритетные
проекты. То же самое касается техперевооружения предприятий. У нас
сегодня субсидируются только по кредитам, взятым в 2008–2012 годах,
поэтому имеет смысл продлить не только средства, которые у нас есть
сегодня в бюджете, но и сроки получения самих кредитов, то есть продлить
их на 2013-й, 2014-й, на 2015-й годы. Основные
крупные проекты, которые сегодня реализуются, в Иркутской, в
Архангельской областях – это группа «Илим», в Республике Коми – это
«Монди» и Сыктывкарский ЛПК, в Красноярском крае – Енисейский фанерный
комбинат, и ряд других проектов, которые сегодня находятся на стадии
завершения. Я
абсолютно согласен с коллегами, что дополнительный толчок в освоении
лесного хозяйства даст именно строительство целлюлозно-бумажных
комбинатов, которые должны строиться именно в тех регионах, которые
обеспечены сегодня собственным сырьем для того, чтобы не пользоваться
лесосеками из соседних губерний. Дополнительно
считали бы необходимым – это повышение интенсивности лесопользования за
счет изменения требований по ведению лесного хозяйства и
лесопользования. Реализуемая экстенсивная модель обеспечивает съём
древесины с одного гектара площади всего 0,2 кубического метра, что
значительно ниже, чем в зарубежных странах. Там минимум два, а то и 3
кубических метра с одного гектара. Это почти в 10 раз больше. В
реализации масштабных проектов по глубокой переработке древесины мы
предлагаем осуществлять универсальный метод государственной поддержки и
комплексный подход, когда обязательство будет брать и инвестор, и,
соответственно, федеральное правительство в том числе, естественно,
субъекты Федерации в части обеспечения лесосекой и в части обеспечения
инфраструктурой для реализации инвестиционных проектов. Я
думаю, что все решения, которые сегодня заложены в проекте поручений,
прозвучавшие от наших коллег, в том числе те, которые прозвучали от
Министерства промышленности и торговли, дадут возможность развития новых
проектов. Спасибо большое. В.ПУТИН: Спасибо. Олег Николаевич, Амурская область. О.КОЖЕМЯКО: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Подтверждаю
выступление моих коллег, которые затронули большую часть проблем и по
ним найдены решения. Но хотелось бы высказать несколько предложений,
которые, на наш взгляд, могли бы доисправить ситуацию. Сегодня
существуют значительные пробелы в лесном законодательстве, которые
снижают эффективность мер по борьбе с незаконными рубками. Во-первых, на
сегодня нет утвержденного порядка и перечня документов,
регламентирующих перевозку лесопродукции и подтверждающих её легальное
происхождение, в том числе при вывозе за границу. Это
приводит к невозможности государственного регулирования оборота, не
позволяет эффективно вести борьбу с незаконными порубками. Поэтому мы
считаем крайне необходимым принятие нормативного акта, регулирующего и
регламентирующего оборот древесины и устанавливающего меру
ответственности за его нарушение. Также
согласен, что необходимо ввести единую систему государственного учета,
контроля и базы данных за оборотом древесины и её заготовками. Второе.
В приграничных районах необходимо ввести особый порядок распределения
лесных участков. Почему? Сегодня в погоне за арендными ставками мы до 90
процентов промышленно-ценных лесов отдаём иностранцам. На Дальнем
Востоке это, как правило, китайские предприятия. Но напомню, что при
экспорте лесоматериалов экспортер платит таможенную пошлину в 15
процентов от декларируемой стоимости, но не менее 25 евро с 1
кубического метра. И
эти иностранные предприятия часто уходят от таможенных пошлин,
поставляя пиломатериал в виде полуфабрикатов естественной влажности,
грубой геометрии распила. В результате они не платят ни таможенную
пошлину, ни налоги не платят, значительно занижают заработную плату
своим рабочим до 3–4 тысяч рублей, тем самым блокируя приём российских
граждан на работу. И поставляют на экспорт свою продукцию дочерним
предприятиям по сниженной цене, используя при этом примитивную технику и
технологии. Мы же при поставке лесопродукции на экспорт возвращаем им НДС. В.ПУТИН: Секундочку! И что Вы предлагаете? Сразу скажите! О.КОЖЕМЯКО: Есть несколько мер. Мы
возвращаем НДС. В результате, скажем, к примеру, у нас китайские
предприятия НДС получают в два раза больше, чем сами платят в налоговую
систему. Приведу
пример Амурской области. У нас по прошедшему году экспортеры заплатили
во все уровни бюджетных платежей налогов в размере 65 миллионов, возврат
НДС составил 129 миллионов. То есть в два раза мы сами, в общем-то,
удешевляем продукцию, идущую на экспорт, которая поступает на заводы,
расположенные вдоль границы, где глубоко перерабатывается с китайской
стороны, и обратно получаем уже продукцию с высокодобавленной стоимостью
– мебель, клеёную ДСП, фанеру и прочие материалы. В
связи с этим необходимо пересмотреть практику проведения аукционных
продаж (может быть для приграничных районов – на конкурсной процедуре),
определив победителем конкурса непосредственно того, у кого есть
развитая технология и производственные мощности по глубокой переработке. Также
необходимо уточнить в таможенной номенклатуре понятия «необработанные
лесоматериалы», «распиленная лесопродукция глубокой переработки»,
применяя нулевую ставку только для последней категории, – это
пиломатериалы клеёные, строганные, продукция лесохимии, плитные
материалы, а также целлюлозно-бумажная продукция. Возможно и отменить
систему возврата НДС при экспортных операциях с круглым лесом или
полуфабрикатами. Это делается в Китае. Также
считаем, что необходимо ввести регулирование железнодорожных тарифов,
которое позволит дальневосточным лесопромышленным предприятиям
поставлять лесопродукцию на европейские рынки России. Третье
– это вопросы, связанные с недостаточным финансированием субъектами
Российской Федерации полномочий в области лесного хозяйства. Мы
неоднократно ставили вопросы перед Правительством, перед Рослесхозом о
дисбалансе распределения субвенций между территориями и ущербном
финансировании Дальнего Востока. Однако это пока безрезультатно. Приведу
пример по Амурской области. Доведённый размер субвенций из федерального
бюджета в текущем году составил 372 миллиона. Расчётный дефицит – 475
миллионов. Мы имеем кратную разницу между субъектами Российской
Федерации в стоимости выполнения полномочий из расчёта на 1 гектар
обслуживаемого лесного фонда. Размеры субвенций рассчитываются исходя из
методики, утвержденной в 2006 году 838-м постановлением Правительства, и
не отражают реальных затрат на ведение лесного хозяйства. Так,
стоимость условного гектара уменьшается с запада на восток. В Амурской
области на 1 гектар выделяется 12 рублей, в Новосибирской – 38, в Омской
– 51, в Курганской – 92, в Татарстане – 274, в Московской области – 764
рубля. В результате при выполнении переданных полномочий наши
лесохозяйственные предприятия терпят убытки, а по итогам тушения лесных
пожаров ещё и имеют непогашенную кредиторскую задолженность. Поэтому
предлагаем пересмотреть существующую методику распределения размера
субвенций и утвердить на федеральном уровне экономически обоснованные
нормативы выполнения лесохозяйственных работ, учитывать их и при
финансировании субъектов. Уважаемый
Владимир Владимирович, я затронул только часть проблем, которые сегодня
существуют в отрасли. Думаю, что коллеги добавят. Их решение позволит
эффективно использовать весь лесной потенциал, повысить бюджетную
отдачу, даст возможность субъектам Российской Федерации качественно
исполнять свои полномочия по охране, воспроизводству и использованию
лесов. Спасибо. В.ПУТИН: Из Минэкономики есть у нас кто-то? Пожалуйста,
Андрей Николаевич [Клепач]. Как Вы можете прокомментировать то, что
было сказано губернатором в части конкурсных процедур взамен аукционов? А.КЛЕПАЧ:
Мы поддерживали, это есть и в докладе – введение конкурсных процедур.
То же самое, я думаю, возможно идти на механизм частичного возврата НДС
при экспорте. Такой вопрос тоже прорабатывался в своё время, но не
удалось его урегулировать с Минфином. В.ПУТИН: Частичное что? А.КЛЕПАЧ:
Не полностью возвращать НДС при экспорте, если у нас идёт, допустим,
«кругляк» или низкообработанная древесина, не 18 процентов, как сейчас, а
возвращать меньшую часть. Так поступают китайцы, действительно, при
экспорте металлов, регулируют, это не противоречит ВТО и другим нормам. В.ПУТИН: А кто у нас из Минфина? Пожалуйста. А вы почему против? А.ИВАНОВ:
НДС же достаточно специфический налог, он балансируется между возвратом
и поступлением. В этом смысле сложная формула, при которой не
получается именно так рассчитать, чтобы через НДС. Мы предлагали всё
время через ввозные ставки это делать, у нас была дискуссия тоже и с
Министерством экономического развития (вывоз именно), но тоже к согласию
не пришли. Поэтому это комплексная проблема, которая со всеми
регулятивными финансовыми мерами связана при дестимулировании вывоза
«круглого леса». И в рамках этих системных мер готовы сформулировать
предложения по Вашему поручению. В.ПУТИН:
Но послушайте, нельзя вечно дискутировать и не принимать решения. В
результате того, что они между собой не договорились, у нас и лесной
комплекс несёт такие убытки, да и, собственно говоря, финансовая
система. Разве всё, что связано с Минфином и с поступлением в бюджет
выигрывает от того, что у нас выплаты по НДС больше, чем их уплата во
все виды бюджетной системы? Вот к чему приводят ваши несогласованные
действия. И что, вы предлагаете дальше дискутировать на эту тему и
оставить всё как есть? А.ИВАНОВ: Мы предлагаем системно решить проблему, Владимир Владимирович. В.ПУТИН: Так вы же не решаете её. Вот губернатор предложил, Минэкономики согласно. Вы опять хотите торпедировать? Нам
придётся согласиться с предложением Минэкономики и губернаторского
корпуса. Досчитайте то, что вы считаете крайне важным, но это придётся
сделать, посмотреть, как это функционирует, потому что то, что есть
сейчас – неприемлемо. Это очевидной факт для всех. Что же мы делаем? И
в сегодняшний перечень поручений не в сослагательном наклонении, а в
прямом надо записать: вот это предложение реализовать. Только не к 1
февраля 2014 года, как здесь написано, а немедленно. И внести
соответствующие поправки в закон, чтобы принять его уже если не в эту
сессию, то тогда в осеннюю сессию. <...> В.ПУТИН:
Спасибо большое. Давайте мы их заложим тоже в перечень поручений,
проекты тоже давайте, они пригодятся, это будут такие ориентиры, с
которыми мы сможем сверяться. Я хотел бы во многом поддержать последнего
докладчика, и вот чем завершить нашу сегодняшнюю встречу. Безусловно,
лес – это очень большой, если не сказать огромный, восполняемый ресурс
при условии, конечно, заботливого, бережного и рационального к нему
отношения, и при наличии ответственного, рачительного хозяина. Наша
сегодняшняя дискуссия в несколько часов показала, что, к сожалению, ни
государственные органы, ни хозяйствующие субъекты, бизнес-структуры,
явно на это высокое звание хозяина леса пока не тянут. Несмотря на новый
Лесной кодекс, на его постоянное совершенствование, на различные
программы, на различные планы, различные проекты, продолжается инертное,
неэффективное развитие леса. В
обозначенных вопросах есть одна общая тема, одна общая проблема. И
сейчас только выступавший коллега об этом достаточно ясно сказал: это
устаревшие, постоянно тормозящие весь процесс управленческие решения.
Вот он уже упомянул о некоторых, мягко говоря, нестыковках отчётности по
незаконным рубкам. Есть и другие данные, которые говорят о том, что
отрасль в целом находится в критическом состоянии. Вот смотрите: доля
лесного комплекса в ВВП России, я уже об этом говорил во вступительном
слове, сократилась на 7 процентов. Валютная выручка от экспорта
продукции лесного комплекса сократилась на 6 процентов. Кстати
сказать, я не уверен, что объёмы вывозимой древесины даже в стоимостном
выражении уменьшились, а валютная выручка сократилась. Поступление
налогов и сборов в консолидированный бюджет по виду деятельности «Лесное
хозяйство» сократилось на 32 процента. Среднегодовая площадь лесов,
пройденная пожарами, по сравнению с 2003–2007 годами возросла в 1,6
раза. Среднегодовой объём незаконных вырубок, здесь уже говорили, – в
1,6, на самом деле, судя по всему, в гораздо большем объёме
осуществляется. Объём лесоустроительных работ после принятия Лесного
кодекса сократился в 3 раза. Соотношение восстановления и выбытия лесов.
Объём восстановления лесов составляет 22,9 процентов, сократился на 9
процентов. И,
наконец, про пожары здесь только что было сказано. По тем данным,
которые у меня есть, коллега сказал, что там ещё более разительная
разница, но те данные, которые у меня есть, они достаточно объективны,
это данные космического мониторинга, – площадь лесов, пройденная
пожарами, составила в 2011 году 5,1 миллона гектаров. И, соответственно,
в 2012 году – 11 миллонов гектаров. По данным Рослесхоза,
соответственно – 1,3 и 2,5. Это что такое? А что – разве трудно получить
эти данные? И не обязательно пользоваться какими-то иностранными
космическими аппаратами, и своих достаточно, для этих целей во всяком
случае. Кадастровая
работа за 5 последних лет проведена на площади 196 миллионов гектаров
лесных земель, из которых более 70 процентов составили лесные участки,
где в силу объективных причин (удалённость, низкое качество насаждений)
заготовка древесины просто невозможна. Россельхозом на эти работы, по
имеющимся у меня данным, израсходовано более 5 миллиардов рублей. Между
тем, на финансирование лесоустроительных работ, потребность в которых
чрезвычайно высока, из федерального бюджета потрачено за тот же период в
30 раз меньше - 158,6 миллиона рублей. Что
это означает? Это означает, что фактически средства для обеспечения
лесопользования государством в необходимых объёмах выделялись, однако
они перераспределялись в пользу выполнения более доходных, с точки
зрения освоения, но при этом бесполезных работ в труднодоступных
малоосвоенных районах, где контроль за их исполнением практически
является невозможным. Очевидно,
что должностные лица, которые отвечают за развитие лесного сектора, не
справляются с поставленными перед ними задачами. Полагаю, Правительству
нужно принять соответствующие кадровые решения, и сделать это нужно как
можно быстрее. При этом, конечно, только одних кадровых перестановок
недостаточно, чтобы радикально изменить ситуацию в отрасли. Нужна
современная государственная лесная политика в целом, необходим чёткий
план действий, основанный на полной и достоверной информации о состоянии
леса. И главное, напряжённая, скоординированная, честная,
заинтересованная работа всех структур, занятых в лесном секторе. Здесь
были предложения создать отдельное ведомство, я не знаю, нужно ли
делать отдельное ведомство, споров по этому вопросу всегда очень много,
но, во всяком случае, структурно должно быть решено, это дело
Правительства, как Председатель Правительства предложит, так я и
соглашусь с этим. Но даже если оставлять внутри самого Министерства,
нужно выстроить соответствующим образом работу и наделить это ведомство
соответствующими полномочиями. Я надеюсь, что сегодняшний разговор
должен дать серьёзный импульс качественному изменению ситуации в отрасли
в целом. Спасибо. Источник http://kremlin.ru/news/17876 |