Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 194

читальный Дневник

Главная » 2012 » Апрель » 5 » Историческая ловушка : все что ни делает Правительство РФ - плохо
Историческая ловушка : все что ни делает Правительство РФ - плохо
15:52

Вввело экоплатежи - плохо, отменило - плохо, введет опять -  не так как надо, все равно плохо

Читаем агитку в Ведомостях

Как стимулировать экологическую ответственность

Евгений Шварц

Vedomosti.ru 05.04.2012, 00:37

В XXI в. конкуренция по показателям экологической ответственности и энергоэффективности становится мейнстримом: компании, вынужденные по требованиям государств и потребителей нести экологические издержки, хотят обеспечить равные условия глобальной конкуренции. Тема конференции по устойчивому развитию«Рио + 20», которая пройдет в этом году:«Зеленая экономика как двигатель устойчивого развития».

В России понимания этого не чувствуется. Одним из первых шагов Владимира Путина в качестве президента России в 2000 г. была ликвидация независимой от ресурсных ведомств Госкомэкологии, деятельность которой лучше других ведомств была преадаптирована к развитию рыночной экономики. Но верх взяла стратегия экологического демпинга как якобы конкурентного преимущества для привлечения европейских инвестиций, поскольку европейцы не могут снижать экологические стандарты ниже директив ЕС. Разрушение экологического регулирования в стране рассматривалось как быстрая альтернатива«долгому и трудному» улучшению инвестиционной привлекательности России путем борьбы с коррупцией и реформ.

Ставка на экологический демпинг не оправдалась. Пришедшие инвестиции были в основном ориентированы на нефтегазовый сектор, что объясняется не снижением экологических требований, а диверсификацией рисков инвесторов при инвестициях в такие рынки, как Иран, Ирак, Нигерия, Венесуэла. Отсутствие современного природоохранного регулирования привело к ухудшению экологической репутации российской экономики и бизнеса. Россия заняла последнее место в рейтинге, ранжирующем 132 страны мира по степени успешности их экологической политики в 2000-2010 гг. Разрушение природоохранного регулирования способствует консервации наименее энергоэффективных и отсталых производств и технологий.

Такая политика не дает преимущество, а приводит к тому, что наиболее удобные для экономики«длинные и дешевые» инвесторы, в частности пенсионные фонды, избегают инвестировать в Россию. Следует упомянуть решение минфина Норвегии об исключении из пенсионного фонда страны акций российского ОАО«ГМК«Норильский никель» на основании того, что деятельность компании влечет за собой выбросы неприемлемого количества двуокиси серы и тяжелых металлов. Аналогично частный фонд Clariden Leu AG (подразделение Credit Suisse Group AG, являвшегося одним из менеджеров размещения IPO«Русала») призвал инвесторов воздержаться от покупки акций компании в связи с решением премьера Путина, разрешающим БЦБК производить сброс стоков в озеро. Clariden разослал клиентам письма с просьбой обратить внимание на практику компании, поскольку участие в IPO будет служить косвенным одобрением загрязнения окружающей среды.«Вопрос о сохранности 20% мировых запасов пресной воды — не только российское, но и международное дело», — говорилось в обращении фонда.

Провалы в политике и управлении приводят к формированию экологически обусловленных нетарифных барьеров для российских товаров и товаропроизводителей — например, требований законодательства США(Revised Lacey Act) и Европейского союза, принятых в 2008-2009 гг. и направленных на исключение из оборота древесины, заготовленной с нарушениями законодательства стран-экспортеров. Принятие Revised Lacey Act в части уголовной ответственности за импорт нелегально заготовленной древесины и продукции из нее заставило перерабатывающие компании Китая доказывать легальность древесины из России.

Правительства многих стран, поддерживая рост в кризисные времена, поддерживают именно зеленую его составляющую. Лидерами здесь являются Южная Корея, Китай и Франция. В России«зеленая часть восстановительного пакета» равна нулю. Выделение средств, например,«АвтоВАЗу» не только не сопровождалось требованиями по экологической модернизации, а, наоборот, было использовано Минпромторгом для переноса введения стандарта«Евро-4» для двигателей с 2010 на 2012 г.

Возможная российская модель«зеленого роста» должна состоять в диверсификации экспорта природных ресурсов, используемых в соответствии со строгими международными экологическими стандартами, подтверждаемыми добровольными сертификациями(например, FSC и MSC). Тревожный факт: на Арктическом форуме 2011 г., обсуждавшем нефтегазовое освоение Арктики, среди российских участников не было представителей рыболовного бизнеса. Результатом реализации национальной модели«зеленого роста» наряду с повышением качества жизни россиян должна стать инвестиционная привлекательность страны как ответственной экологической державы, которая не только вносит важнейший вклад в поддержание глобального биосферного баланса, но и обеспечивает мировую экономику экологически ответственными товарами с высокой долей использования природных ресурсов. Это привлечет и консервативных инвесторов(пенсионные фонды и т. п.), которые инвестируют надолго, и в частности — в сохранение«экологических услуг» российской природы, т. е. платят за ее устойчивое использование.

С чего начать и что делать? Для поддержки«зеленого роста» в России нужно:

— Улучшение качества государственного управления состоянием окружающей среды, направленного на достижение обозначенных по срокам целевых количественных показателей экологической политики.

— Борьба с коррупцией в природоохранных ведомствах: сейчас«экоплатежи» воспринимаются как дань чиновникам, о сумме которой можно договориться, а необходимо, чтобы были реальные экономические стимулы.

— Восстановление и развитие государственной экологической экспертизы проектов с высокими externalities(неоплачиваемые негативные воздействия на природу) для опасных и инфраструктурных проектов.

— Развитие правового обеспечения оценки воздействия на окружающую среду(ОВОС), в том числе обеспечение компенсации заявленного сторонами ущерба и негативных воздействий.

— Введение стратегической экологической оценки(СЭО) для программ и документов развития, в том числе для регионов«нового освоения»;

— Введение«цены углерода» при рассмотрении проектов с государственным финансированием или участием.«Цена углерода» должна поощрять внедрение низкоуглеродных технологий за счет средств с наименее эффективных производств. Первоочередная мера — отказ от нулевой ставки НДПИ на попутный газ и технологические потери.

— Введение более высоких по сравнению с действующим законодательством требований по экологичности товаров и услуг при госзакупках и корпоративных закупках госкорпораций и госкомпаний путем включения экологических требований и параметров в конкурсную документацию, а также предоставления преимуществ товарам и услугам, имеющим документ международной экологической сертификации.

— Правовое обеспечение возможности для органов власти субъектов Российской Федерации вводить более высокие требования и стандарты в области охраны окружающей среды и энергоэффективности.

— Экологизация фискальной системы для снижения налоговой нагрузки на энерго- и ресурсоэффективные предприятия с низким воздействием на окружающую среду при одновременном повышении ставок для загрязнителей и направлении части поступлений в бюджет для снижения налогов на труд и капитал.

— Обеспечение приоритетности экономического развития староосвоенных регионов и ограниченного числа кластеров в Сибири для повышения качества их инфраструктуры при одновременном создании системы субвенций менее развитым регионам страны, обеспечивающим сохранение«экосистемных услуг» своей территории(например, значительная площадь охраняемых территорий с высоким качеством менеджмента).

— Раскрытие информации о воздействии хозяйствующих субъектов на окружающую среду и данных корпоративного экологического контроля.

— Стимулирование применения международных стандартов и сертификаций, заверяемых третьей, независимой стороной, для уменьшения коррупционных рисков государственного регулирования.

— Равенство требований экологической ответственности к государственным и частным компаниям.

— Поддержка регионального развития путем развития рекреационной инфраструктуры вокруг особо охраняемых природных территорий, а не внутри них.

Реализация предлагаемых мер не только повысит конкурентоспособность российской экономики и качество жизни россиян, но и создаст возможности для диверсификации экспорта и постепенного сползания с нефтегазовой иглы.

Автор — директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы(WWF) — Россия; доктор географических наук

Источник http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1605818/zelenyj_rost

Просмотров: 833 | Добавил: safety

Форма входа

Календарь

«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0